10 февраля в галерее Art Maison открылась выставка «Искусство лиможских эмалей XIX–XX веков», которая посвящена искусству живописных эмалей французского города Лимож, получившего известность благодаря производству эмалей по всей Европе, начиная c XII века.
Экспозиция впервые представит 70 предметов из частного собрания Натальи Карпович, создававшегося несколькими поколениями одной семьи, что является редчайшим явлением для нашей страны.
Это часть уникальной коллекции, которая насчитывает более полутора тысяч предметов искусства с XII–XX веков. Особенностью данной экспозиции является то, что представленные предметы девятнадцатого — начала двадцатого века практически мало представлены в мировых музеях. А именно с девятнадцатого века это искусство переживало расцвет, благодаря расширению тем и совершенствованию техники мастеров Франции.
Эмаль- один из древнейших видов художественного творчества. В мире существует много центров, где существуют долгие традиции его создания, но, пожалуй, один из наиболее известных расположен во французском Лиможе, где эмали создаются уже в течении многих столетий.
Это уникальное искусство является разновидностью живописной техники, в которой красящий пигмент подвергается последующему обжигу. Каждый цвет создавался отдельным обжигом при определенной температуре. Насчитывается до шестнадцати обжигов в одном предмете. Художник постепенно слой за слоем создает свое произведение, добиваясь оригинальных эстетических эффектов.
Эмали всегда были признаком роскоши и приобретались сначала королевским двором, церковью и рыцарями, затем это стало распространено среди высшего и богатейшего слоев общества Европы.
Искусство Лиможа прошло путь от так называемой «старой школы», основанной на сложной технике с применением перегородок к «новой», где появляется гризайльная живопись и к созданию композиций по своему эстетическому решению, соответствующих общим тенденциям развития живописи.
К 1530 году, в эмальерном деле, под влиянием традиций Возрождения, обозначились изменения. Представители новой традиции расширили тематику росписей, обратившись к мифологическим сюжетам. Появились изделия с изображениями аллегорий времен года, а несколько позже и бытовых сцен.
Тогда же возникла и новая техника живописи по меди — гризайльная, при которой пластину покрывали толстым слоем черной или темно-синей эмальной краски и обжигали. Затем, темный слой покрывался прозрачной белой пленкой. На него наносили контуры рисунка, а всю лишнюю эмаль соскабливали лопаточкой. Изображение смотрелось светлым силуэтом на темном фоне. Закрепив его обжигом, мастер начинал роспись. Это позволяло передавать тончайшие полутона.
Большинство работ XIX века — это так называемые репродукционный эмали, которые воспроизводят в этой уникальной техники картины известных мастеров. Однако эти миниатюрные копии можно считать оригинальными произведениями выдающихся лиможских мастеров, поскольку в каждом панно присутствует оригинальная трактовка живописного произведения. В этой о области работали как известные мастера, так и те, чьи имена остались неизвестными.
В коллекции и на выставке представлены работы крупнейших мастерских того времени, в том числе К. Форе, являющегося выдающимся мастером эмальерного искусства периода арт-деко, по сути дела, одним из создателей этого стиля, величайшим реформатором живописной эмальерной техники.
Данная выставка уникальна тем, что дает возможность прикоснутся к величайшим произведениям мастеров — эмальеров прошлых столетий, а также приобрести эти работы в домашние коллекции и украсить свои дома «огненной живописью».
Куратор выставки Михаил Стенин